Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Научные школы и направления

Фундаментальные исследования в области информатики и автоматизированного управления, совершенствования телекоммуникационных систем и компьютерных сетей, обработки и защиты информации

За кафедрой «Информационных систем» факультета информационных технологий, протокол №04-16  от 03.05.2017 г. заседания кафедры закреплена научная школа по информационным технологиям

«Фундаментальные исследования в области информатики и автоматизированного управления, совершенствования телекоммуникационных систем и компьютерных сетей, обработки и защиты информации»

 Руководитель школы – академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Борис Яковлевич Советов Б.Я.

В настоящее время реализуется заключительный третий этап формирования информационного общества, который характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно пополнять городской, общегосударственный и мировой информационный фонды. Объединение всех информационных систем в единую распределенную систему на основе глобальной информационной сети не только многократно усиливает интеллектуальные способности жителей, охваченных сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию на основе коллективного разума. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя и превращается в основной ресурс развития общества. Можно считать, что в результате реализации третьего этапа формирование информационного общества будет, в основном, завершено.

Для сформированного информационного общества характерна:

-                   лидирующая роль образования;

-                   особенности жизни людей в информационном обществе;

-                   ориентация образования на нравственные цели;

-                   приоритет духовной составляющей над материальной;

-                   формирование ноосферной модели образования;

-                   организация свободного удаленного доступа к информационным  образовательным ресурсам;

-                   формирование новой информационной культуры общества.

Наряду с программно-аппаратными проблемами остаются проблемы формализации и представления знаний, проблемы разработки методики использования удаленных информационных ресурсов в учебном процессе и в организации образовательной системы в целом. Реализация проектов перехода к информационному обществу предполагает дальнейшее развитие и внедрение во все сферы человеческой деятельности перспективных информационных технологий, позволяющих человеку жить и работать в новой информационной среде.

Реализация приоритетного образования в информационном обществе положена в основу концепции развития деятельности коллектива Смольного института как федеральной экспериментальной образовательной площадки, на базе которой могут отрабатываться современные модели образования, обеспечивающие вхождение российского образования в мировую образовательную систему и опирающиеся на положительный опыт отечественного образования. Особенностью образовательного процесса в Смольном институте является его нацеленность на развитие интеллектуальных способностей студента как личности, что решается на основе информатизации образования. Информатизация должна предусматривать эволюционное развитие методологии образования за счет явных преимуществ компьютерных технологий (наглядность, возможность использования различных форм представления информации - звук, изображение, удаленный доступ, обработка и хранение больших объемов информации), должно стать основой опережающего развития образования.

В Смольном институте информатизация образования органично вписывается в новые формы организации учебного процесса в рамках ФГОС высшего образования от включенного дистанционного обучения до сетевого электронного образования в целом. Особенно важно на современном этапе образования в рамках действующих ФГОС воспитать у выпускника способность адаптироваться в сложных рыночных условиях с ориентацией всего общества на нравственные ценности. Эту проблему необходимо решать на основе формирования соответствующих компетенций, которые заложены в основу построения ФГОС.

Переход к многоуровневой системе образования создает благоприятные предпосылки для введения ноосферной составляющей в процесс подготовки кадров. Наличие общекультурных и профессиональных компетенций как основополагающих для построения ФГОС высшего образования позволяет Смольному институту творчески подходить к содержанию образования (компетенциям в рамках рабочих программ дисциплин). Сближение образовательных стандартов и профессиональных стандартов реализуется в Смольном институте на основе согласованной разработки компетенций совместно с работодателями. Проводится работа по формированию ноосферного мировоззрения у преподавателей, что в современных условиях при подходе к образованию как к услуге сделать непросто. Нелегко сменить существующую в настоящее время ориентацию образования на успешность, его направленность на решение сиюминутных задач на ноосферное образование, ориентированное на достижение нравственных идеалов.

Б.Я.Советов создал и успешно развил научную школу в области теории и практики информационных технологий и процесса информатизации, в рамках которой были разработаны методологические основы и стратегии информационного обеспечения непрерывного образования на основе внедрения в учебный процесс и в управление образованием перспективных информационных технологий. Школа внесла существенный вклад в обеспечение лидирующей роли Санкт-Петербурга в решении приоритетных задач опережающего развития образования при переходе в информационное общество.

Борис Яковлевич участвовал в разработке государственных образовательных стандартов подготовки разработчиков информационных технологий в современных областях профессиональной деятельности, подготовил более 120 кандидатов и 15 докторов наук, опубликовал свыше 500 научных работ, в числе которых более 30 монографий и учебников с грифом Минобрнауки, в том числе многократно переизданных.

В рамках научной школы при поддержке Правительства Санкт-Петербурга под эгидой ЮНЕСКО на постоянной основе с 1992 года проводится Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика», а также учрежденная Советом Безопасности РФ Санкт-Петербургская межрегиональная конференция «Информационная безопасность регионов России» (создана в 1999 г.). Эти конференции стали действенной формой распространения и апробации научных знаний, ведущей экспериментальной площадкой по обмену передовым опытом в области формирования и реализации информационной политики, направленной на повышение эффективности и безопасности использования инфокоммуникационных технологий.

Публикации 2016-2017 уч.г.

Статьи ВАК

1.Попова Е.В. АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПРИ ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ НЕЧЁТКИХ МНОЖЕСТВ // В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016. – С. 279-281.

2.Попова Е.В. МЕТОД ВЫБОРА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ С УЧЕТОМ КРИТЕРИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Информационно-управляющие системы. 2016. – № 6 (85). – С. 85-90.

3.Свеженцев И.И. ЭЛЕМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН // В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016. – С. 286-289.

4.Советов Б.Я., Сикерин А. Гравитационная и энтропийная модели потоков при территориальном планировании развития транспортной системы СПб.: Изв. СПбГЭТУ, ВАК. 2016. – №8.

5.Копыльцов А.В. Математическое моделирование движения заряженного эритроцита по узкому капилляру // Электромагнитные волны и электронные системы 2017.

Учебные, учебно-методические пособия для вузов

1.Макарова Н.В., Титова Ю.Ф., Нилова Ю.Н и др. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: учебник в 2 ч. Ч. 1. (под ред. профессора Н.В. Макаровой). БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 368 с.

2.Макарова Н.В., Титова Ю.Ф., Нилова Ю.Н и др. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. (под ред. профессора Н.В. Макаровой). БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 384 с.

3.Макарова Н.В., Титова Ю.Ф., Нилова Ю.Н.  и др. Информатика. 10–11 классы: задачник по моделированию. (под ред. проф. Н.В. Макаровой). БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – с.

4.Макарова Н.В., Титова Ю.Ф., Нилова Ю.Н.  и др. Информатика. 10–11 классы: задачник с типовыми заданиями. (под ред. проф. Н.В. Макаровой). БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – с.

5.Макарова Н.В., Титова Ю.Ф., Нилова Ю.Н.  и др. Информатика. 10–11 классы: методическое пособие. (под ред. проф. Н.В. Макаровой). БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – с.

6.Советов Б.Я., Цехановский В.В. Теория информационных процессов и систем. (2-ое изд.), Учебник. М.: Изд. «Академия». 2016.

7.Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. (6-ое изд.), Учебник. М.: Изд. «Юрайт». 2016.

8.Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных, теория и практика (2-е изд.). Учебник. М.: Изд. «Юрайт». 2016.

9.Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. Теоретические основы, Учебник. М-СПб.: Изд. «Лань». 2016.

10.Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. (7-е изд.). Учебник. М.: Изд. «Юрайт». 2016.


За кафедрой гуманитарно-художественного образования закреплены 3 научные школы, протокол № 12 от 21.06.2017 г. заседания кафедры:

АКМЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА

Руководитель школы – член-корр. Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Кузьмина Нина Васильевна. В 90-х годах ХХ столетия Н.В. Кузьмина сформулировала предмет акмеологии и зарегистрировала в ГКНТ СССР акмеологию как новую область знаний в системе наук о человеке, основала Всесоюзную акмеологическую ассоциацию и создала общественную Академию акмеологических наук, став её президентом.

Главная исследовательская проблема Н.В. Кузьминой – закономерности искусства, мастерства и творчества педагога, в котором он – «ваятель», «созидатель», а «продукт» его в созидательной деятельности ученика. У основания всех без исключения профессий («в фундаменте») стоят вначале учителя образовательной школы, затем профессиональной (всех уровней профессионального образования), потом научной.

Какой должна быть и возможна ли теория профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, чтобы средствами образования он «созидал» высокопродуктивных специалистов и профессионалов-созидателей наук, искусств, техники и самого образования. «Из поисков ответов на эти два вопроса и родился, по ее словам, в качестве побочного продукта «предмет акмеологии».

Акмеоло́гия – раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития.

В акмеологической теории продуктивного образования Н.В. Кузьминой реализуется индуктивный подход на основании обобщения многолетних и многочисленных исследований (более 300 кандидатских и докторских диссертаций, выполненных под ее руководством) в сфере образования, которые базируются на следующих постулатах.

1. Образование является главным «фундаментом» современной культуры, науки, техники, духовного и материального производства, а также устойчивого развития общества. Необходима общая теория образования, игнорирующая подчиненность частей отдельным министерствам и ведомствам, чтобы повышать его качество.

2. Образование является главным средством развития человека на протяжении жизни, с раннего детства и на протяжении всей профессиональной деятельности. В системе образования разработаны выдающиеся теории, обеспечивающие подготовку специалистов в конкретных областях, но само образование не имеет общей теории.

3. Преподаватели – субъекты образования, осуществляющие его цели,– носители учебной информации, использующие средства образовательной коммуникации. Если исследовать признаки мастерства (немастерства), условия, факторы, стимулы, способствующие и препятствующие достижению вершин продуктивности и профессионализма деятельности, то можно прийти к созданию общей теории продуктивного образования.

4. Критерием качества деятельности преподавателя, его искусства, мастерства и творчества, являются результаты в духовном «продукте» и развитии учащихся – психических новообразованиях в их личности, деятельности, индивидуальности, обеспечивающих развитие готовности к поступлению в следующую систему или к самостоятельной производственной деятельности.

5. Теория продуктивного образования можно создать, только опираясь на данные «многоэтажных» измерений уровней продуктивности субъектов созидательной деятельности в разных сферах, к вхождению в которые и деятельности в них осуществляют воспитательные или учебные заведения основных образовательных маршрутов: педагогического, акмеологического, акмепроизводственного.

Публикации 2016-2017 уч.г.

Монографии

1.Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии фундаментального общего образования СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016. 286 с. ISBN 978-5-98994-046-2.

Статьи ВАК

1.                  Жаринова Е.Н. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. (ВАК) 2016. – № 4-1. – С. 142-149.

2.                  Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В сборнике: Современные проблемы науки и образования в войсках национальной гвардии Российской Федерации сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. Санкт-Петербург, 2016. – С. 173-177.

3.                  Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ) // Акмеология. ВАК. 2016. – № 2 (58). – С. 17-22.

4.                  Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА, СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Акмеология. ВАК. 2016. – № 3 (59). – С. 36-42.

5.                  Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ АКМЕОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. ВАК 2016. – № 2. – С. 104-107.

6.                  Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ // Акмеология. 2017. № 1 (61). С. 12-17.


МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Вишнякова С.А. – специалист в области лингвометодики, психолингвистики, теории коммуникации. Доктор педагогических наук по специальности 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования).

В области методики русского языка С.А. Вишняковой впервые рассмотрена теория лексико-синтаксической координации в лингвометодической интерпретации применительно к обучению русскому языку в школе. В области методики обучения русскому языку как иностранному разработана лингвометодическая концепция обучения моделированию научного текста. Впервые выдвинут и обоснован метод моделирования текста и методические принципы семантического предвосхищения и учета влияния коммуникативного намерения на структурно-семантическую организацию текста; обоснованы структурно-смысловые текстообразующие функции предложения.

В Смольном институте Российской академии образования возглавляет научную школу «Методология и методики обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как родному». Является членом научной школы «Межкультурное образование» (руководитель – д-р филол. н., проф. Лысакова И.П.), включенной в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ С-Петербурга. С.А. Вишнякова – член Ученого совета Смольного института РАО, член Ученого совета Международной Академии Искусств, член Совета по филологии при МГУ. Является действительным членом Ноосферной общественной академии наук, действительным членом Европейской академии естественных наук; награждена орденом и дипломом Европейской академии естественных наук за особые заслуги в образовании. Имеет 184 публикации. Под руководством С.А. Вишняковой выполнены и защищены 3 кандидатские диссертации. За последние 5 лет издано монографий (коллективных) – 3, учебные пособия – 3 (авторское-1, коллективных-3); научных публикаций в изданиях, входящих в одну из международных реферативных баз данных и систем цитирования: Web of Science, Scopus – 4, в РИНЦ- 21.

Основные труды:

Вишнякова С.А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста (русский язык как иностранный, основной этап обучения). – СПб.: Астерион, 2015. – 258 с.

Проблема понимания иноязычного текста: методические поиски // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. XIII Конгресса МАПРЯЛ. – Гранада: Гранадский университет, 2015 г

Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: Обзор основных направлений методической мысли в России / Васильева Г.М., Вишнякова С.А., Лысакова И.П. и др. / Под ред. Московкина Л.В. (Монография). – СПб.: СПбГУ, 2009 – С.51-65.

Основы русской научной речи. Учебное пособие по русскому языку / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова // Отв. ред. В.В. Химик, Л.Б. Волкова – Саратов: I.P.R. MEDIA, 2012. – С.113-124; 146-169.

Вишнякова С.А. Обучение чтению научного текста на иностранном языке. Учебное пособие по научному стилю речи.– СПб.: Астерион, 2013 г.

Публикации 2016-2017 уч.г.

Статьи SCOPUS

1.Вишнякова С.А. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕКСТА: СПЕЦИФИКА ПРИЕМОВ ВЫЯВЛЕНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ВНУТРИТЕКСТОВЫХ СВЯЗЕЙ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) Features of the method of modeling of the text: the specificity of techniques to identify a model of intra-textual relations (learning to read) // В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 9th International symposium. 27th January 2016. – С. 80-86.

2.Вишнякова С.А. Деловой дискурс как перекресток межпредметных связей с речеведческими дисциплинами // Yale Journal of Science and Education. 2016. – №1 (18). – Р. 80-86. SCOPUS. РИНЦ Crossref.

3.Вишнякова С.А. Principle of the semantic anticipating of information of text as one of main at educating to reading // British Journal of Educational and Scientific Studies, “Imperial College Press”, 2016. – № 1(23). – P. SCOPUS.

Статьи ВАК

1.Трефилова С.Г. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОНИМАНИЮ НАУЧНО-УЧЕБНОГО ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ // Педагогическое образование в России. ВАК 2016. – № 1. – С. 208-214.

Учебные, учебно-методические пособия для вузов

1.                  Буре Н.А., Быстрых М.В., Вишнякова С.А., Волкова Л.Б., Гордейчук Л.В., Зыкова Е.И., Кирейцева А.Н., Колосова Т.Н., Ласкарева Е.Р., Лужковская М.Ф., Моисеева В.Л., Селиверстова Е.И., Химик В.В., Шатилов А.С., Шутова Т.А.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. НАУЧНАЯ РЕЧЬ Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Москва, ISBN 978-5-9916-9303-5. 2016. – 284 с. (2-е издание, исправленное и дополненное).

2.                  Вишнякова С.А., Лысакова И.П. и др. Методика обучения русскому языку как иностранному / Под ред. И.П. Лысаковой. Учебное пособие для вузов. Серия: Методы, приемы, результаты. Допущено УМО по напр. «Педагогическое образование» Мин. обр. и науки РФ. – М.: Русский язык, Курсы, 2016. – С. 96-159. 319 с.


Научная школа по ноосферным исследованиям «Школа ноосферного образования»

Руководитель школы – Заслуженный деятель науки РФ, академик ПАНИ, ЕАЕН, РАЕН, Президент Ноосферной общественной академии наук, доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор Александр Иванович Субетто.

Научная школа А.И.Субетто формировалась на протяжении 45-ти лет с 1970 г. и представлена более чем 1200 научными работами разного уровня, в том числе более чем 350-ю монографиями, книгами, брошюрами. В рамках этой школы подготовлено 11 докторов наук и более 20-ти кандидатов наук.

-                   Осуществлено обобщение работ по Ноосферизму, концепции вернадскианской революции в научно-образовательном пространстве России;

-                   Выдвинута концепция научно- образовательного общества;

-                   Осуществлены авторские обобщения по синтетическому квалитативизму и синтетической квалиметрии (началось издание авторской энциклопедии «Квалиметрия»);

-                   Разработана концепция законов энергетической стоимости, гетерогенности мировой экономики и специфических законов социально-экономического развития России как уникальной евразийской цивилизации;

-                   Предложено впервые обобщение «Ноосферной научной школы в России» (2012);

-                   Разработаны концепции Триединства Жизни, Здоровья и Гармонии и Ноосферно-Космической Гармонии;

-                   Разработаны основы новой парадигмы науки об управлении

В рамках «идейного поля» Научной школы были проведены крупные научные форумы с изданием по их результатам крупных коллективных научных монографий с одноименным названием:

«Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика» (2015 год, монография из 3 книг – общий объем – 1064с.);

«Ноосферное образование в евразийском пространстве» (по материалам 6-и Международных научных конференция в 2009, 2010, 2011, 2012, 2015, 2016 годах, издано 6 томов (8 книг) монографий

«Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России» (монография по материалам Международной научной конференции в сентябре 2013 года – 414с.);

«В.И.Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке» (2013 г. – 3 тома общим объемом 1742с.);

«Владимир Иванович Вернадский и Лев Николаевич Гумилев: Великий Синтез творческих наследий» (коллективная монография по материалам Международной научной конференции в сентябре 2012 года – 662с.).

Публикации 2016-2017 уч.г.

Монографии

1.                  Методологические основы формирования ноосферного образа жизни. Монография. – СПб.: ИД «Петрополис», 2016. – 352 с.

2.                  Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы прогнозы (опыт мониторинга). [Текст]. Изд-во 2-е, испр. – СПб.: Астерион, 2016. – 386 с.

3.                  Субетто А.И. Жизнь как единство творчества, здоровья и гармонии человека и общества [Текст]. / Под науч. ред. В.Т. Пуляева. – СПб.: ЛОИРО, 2016. – 265 с.

4.                  Ноосферное образование в Евразийском пространстве / Под ред. А.И. Субетто. В 3-х тт. – СПб.: Астерион, 2017. – 920 с. (Монография).

 

Статьи ВАК

1.                  Бобков В.Н., Квачёв В.Г., Субетто А.И., Щербакова О.И. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИМ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР В РОССИИ // Уровень жизни населения регионов России ВАК (1316). 2016. – № 4 (202). – С. 7-23.

2.                  Субетто А.И. СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА. ЧАСТЬ I // Общество. Среда. Развитие. ВАК. 2016. – № 4 (41). – С. 30-38.

3.                  Субетто А.И., Горбунов А.А. НООСФЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НООСФЕРИЗМА // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. ВАК 2017. № 1. С. 65-80.


За кафедрой «Экономика и менеджмент» экономического факультета, протокол № 005 от 20.06.2017 г. закреплена научная школа по экономике предпринимательства

«Закономерности и тенденции развития системы управления хозяйственными рисками предпринимательской среды сферы услуг и взаимодействия властных и предпринимательских структур»

Руководитель школы – Доктор экономических наук, профессор, почетный профессор Европейского университета ЕАЕН, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, заслуженный строитель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Европы, почетный ученый города Рима, академик Российской академии естественных наук, академик Итальянской академии социальных наук, академик Сербской королевской академии наук, академик Европейской академии естественных наук, Первый вице-президент европейской академии естественных наук, Заведующий кафедрой экономики и менеджмента АНО ВО «Смольный институт Российской академии образования»  Аркадий Антонович Горбунов.

Горбунов А.А. – специалист в области теории управления экономическими процессами формирования затрат в строительстве, предпринимательства, инновационной и инвестиционной деятельности, региональной экономики, экономической безопасности и финансовой устойчивости предприятий.

За время своей научной и педагогической деятельности им опубликовано более 350 научных работ, в т.ч. 28 монографий, 15 учебных пособий и 3 словаря-справочника по проблемам экономики строительства, предпринимательской, инновационной и инвестиционной деятельности, методам государственного регулирования деятельности предприятий, производственному менеджменту, маркетингу, жилищно-коммунальному комплексу, управлению конкурентоспособностью предприятия.

Среди них монографии: «Себестоимость строительства и пути ее снижения» (1988), «Теоретические и практические проблемы в предпринимательской сфере» (2004), «Методы управления процессами инвестиционного обеспечения развития топливно-энергетического комплекса России на основе регулирования тарифов» (2004), «Экономика и управление региональным жилищно-коммунальным комплексом» (2006), «Предпринимательская деятельность на рынке нефтепродуктов: теория, практика, оценка» (2006), «Механизм формирования и развития предпринимательских сетей» (2007), «Ноосферный формат устойчивого инновационного развития России в ХХ1 веке» (2010) , «Развитие системы управления хозяйственными рисками предпринимательской среды сферы услуг» (2011), «Теоретические и практические проблемы предпринимательской деятельности в промышленности» (2011), «Развитие теории и практики организации взаимодействия властных и предпринимательских структур» ( 2012) и многие другие.

Им подготовлено 46 кандидатов и 16 докторов наук в области экономики и управления народным хозяйством со специализацией строительство, маркетинг, предпринимательство, инновационная и инвестиционная деятельность.

Под научным руководством и при его активном участии были разработаны теоретические и методологические положения, определяющие основные направления формирования многоуровневой системы регулирования предпринимательства, создающей основу для его целенаправленного и эффективного развития. Разработана новая методология взаимодействия государственного предпринимательства с субъектами рыночной экономики, которая является шагом на пути развития теории экономики предпринимательства, делает ее более современной, отвечающей требованиям сегодняшнего дня. В соответствии с поставленной целью удалось решить ряд экономических, организационных и практических задач, определяющих разработку и применение методологических и методических положений стратегии взаимодействия государственного предпринимательства с субъектами рыночной экономики в современных условиях. Разработана методология организации маркетинговой деятельности и поведения потребителей на рынке недвижимости, впервые созданы методологические основы реализации процесса развития инвестиционно-строительной сферы Санкт-Петербурга и реформирования строительного комплекса, развиты теоретико-методологические основы государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности в условиях формируемого рынка.

Публикации 2016-2017 уч.г.

Монографии

1.Горбунов А.А., Мамонтов К.В. Маркетинговая концепция продвижения франшиз брендовых товаров [Текст]:– СПб.: Астерион, 2016. – 164 с.

2.Пак Х.С., Большаков Р.В. Управление развитием института государственного регулирования экономики предпринимательства [Текст] / под науч. ред. д-ра экон. Наук, проф. Х.С. Пак. – СПб.: Изд-во СПб академического университета, 2016. – 214 с.: ил. ISBN 978-5-94047-152-3.

Статьи ВАК

1.Горбунов А.А., Асаул А.Н., Заварин Д.А. Особенности инвестиционного планирования инновационных инвестиционно-строительных проектов [Текст]. Ч. 2 // Экономика строительства. (ВАК) – 2016. – № 1. – С. 32-43.

2. Горбунов А.А., Мамонтов К.В.  К вопросу оценки нематериальных активов  при использовании франчайзинга в системе продвижения потребительских товаров (текст) Горбунов А.А, Мамонтов К.В // Известие  СПБГЭУ-2016.-№2)  стр.62-67  ( жур. ВАК)  

3.Горбунов А.А., Мамонтов К.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В СИСТЕМЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ПРИ ОЦЕНКЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ // Вестник Национальной академии туризма. (ВАК) – 2016. – № 2 (38). – С. 87-89.

4.Горбунов А.А. Песоцкая  Е.В.,  Хакимов  А.Х.Социальные  составляющие  в обеспечении  конкурентоспособности  предпринимательских  структур. (текст) Горбунов А.А. Песоцкая  Е.В.,  Хакимов  А.Х. // Вестник  Национальной  академии  туризма.-2017.-№4(44),-0.65п.л. (стр.98-104)( жур. ВАК) 

5.   Горбунов А.А.,  Хакимов  А.Х. Управление предпринимательством: методологические принципы  и  подходы(текст) Горбунов А.А. Хакимов  А.Х. // Евразийский международный научно-аналитический    журнал- Проблемы Современной Экономики 2017. №4(64)-0.75п.л. (стр.224-227) .( жур. ВАК)

6. Горбунов А.А.,  Хакимов  А.Х. Управление предпринимательством: методологические особенности(текст) (текст) А.А.Горбунов., Хакимов  А.Х  Журнал  правовых  и  экономических  исследований. - 2017.-№4. 0,7п.л./0,4п.л.  ( жур. ВАК)

7.Пак Х.С. и др. Проблемы оценки социальных инвестиций субъектов предпринимательской деятельности // Транспортное дело России. (ВАК) – 2016. – № 2. (п. 1935 Перечня российских рецензируемых научных журналов) ISBN 2072-8689.

8.Пак Х.С., Ушакова Е.В., Большаков Р.В. Состояние экономического потенциала регионов Северо – Западного федерального округа. // Транспортное дело России. (ВАК) – 2016. – № 3. (п. 1935 Перечня российских рецензируемых научных журналов) ISBN 2072-8689.

9.Пак Х.С., Большаков Р.В., Макаренко Г.Б. Основные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области // Транспортное дело России. (ВАК) – 2016. – № 4. (п. 1935 Перечня российских рецензируемых научных журналов) ISBN 2072-8689.


За кафедрой «Сервиса» факультета сервиса, протокол № 9 от 17.05.2017 г. закреплена научная школа по автосервису

«Оптимизация и автоматизация процессов управления сервисом транспортных средств»

Руководитель школы – доктор военных наук, профессор Стативка В.С.

 

Публикации 2016-2017 уч.г.

Статьи ВАК

1.Михалев Ю.В., Хлюпин В.А. УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС // Академия профессионального образования. ВАК.2016. – № 1 (55). – С. 14-20.

Учебные, учебно-методические пособия для вузов

1.Стативка В.С., Хлюпин В.А., Шабаев В.Н. Теоретическая механика. Методика решения задач по кинематике: Учебное пособие. СПб.: СУ РАО. – 2016.

2.Хлюпин В.А., Стативка В.С., Шабаев В.Н. Механика. Методика решения задач по деталям механизмов и машиню. Учебное пособие. СПб.: СУ РАО. 2016. –127 с.

 


ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ШАХМАРДАНОВА Ш.Ш.

Творческая мастерская заслуженного художника РФ Шахмарданова Шарифа Шахмардановича. Руководитель мастерской заслуженный художник Шахмарданов Шариф Шахмарданович, члены мастерской: Невесёлый Т.Н. – член СХСПб, научный резерв: Костюкова М.А. – выпускница, методист кафедры дизайна и прикладных искусств.

Шахмарданов Ш.Ш. – многоплановый творец. Он занимается не только созданием трудоемкой монументальной скульптуры, но и периодически обращается к живописи, наделяя свои композиции пронзительной поэтичностью, светом и национальным народным колоритом, также пишет изысканные портреты. Его работы находятся в частных галереях и собраниях России, стран Европы и США.

В 1966 году окончил художественное училище г. Махачкала. В этом же году поступил в институт им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1972 г. окончил монументальную мастерскую профессора А.А. Мыльникова. После окончания института работал в дагестанском педагогическом институте деканом художественно-графического факультета. В 1975 г. был принят в члены СХ СССР.

В 1978 г. стал лауреатом Государственной премии Дагестана им. Гамзата Цадаса. В 1979 г. за активное участие в творческой деятельности Шарифу Шахмарданову присвоена почетная грамота Президиума Верховного совета Дагестана. В 1981 году Ш.Ш. Шахмарданов с группой художников получил первое место за скульптурную композицию в металле «Дагестан — БАМу» на фасаде здания вокзала станции Кунерма (БАМ). В 1982 г. становится заслуженным деятелем искусств Дагестана.

Шариф Шахмарданов является – автором конного памятника «Защитник Отечества» в г. Махачкала, символизирующий образ славных героев, посвятивших свою жизнь делу защиты Отечества и был награжден большой международной золотой медалью им. Имама Шамиля (2006 г.). Монумент отмечен в числе лучших конных памятников России и вошел в «Золотой фонд лучших произведений России».

Участник республиканских, российских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работы находятся в частных галереях и собраниях России, стран Европы и США. В 1995 году переехал в Санкт-Петербург. В 2009 Российская Академия художеств наградила Шахмарданова Ш.Ш. Золотой медалью. В 2010 году получил Юбилейную Золотую медаль Союза художников Санкт-Петербурга.

Последние работы Шахмарданова Ш.Ш.: конный памятник «Миротворец» в городе Дербенте, посвященный двухтысячному юбилею в 2014 году, а также памятники И.И. Бецкому и Святой Татиане.

В 2010 году Международная Оксфордская образовательная сеть, Международный Парламент Безопасности и мира присвоила Шахмарданову Ш.Ш. учёную степень Доктора искусствоведения в области изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Шахмарданов Шариф Шахмарданович – заслуженный художник России, за большие заслуги в изобразительном искусстве, получил почётное звание Член-корреспондент Российской Академии Художеств, профессор кафедры изобразительного искусства Смольного университета Российской академии образования.

В 2011 году Межправительственный Высший Ученый совет присвоил Шахмарданову Ш.Ш. почетное звание Лауреата Международного конкурса «Современная скульптура» (ЮНЕСКО-АППОЛОН) за разработку и создание уникальных монументально-скульптурных композиций, и монументального комплекса «Миротворец» в городе Дербенте в рамках Международного Проекта «Образование и мир на Кавказе».

В творческом плане наиболее плодотворным, по словам скульптора Шарифа Шахмарданова, выдался 2015 год. В Санкт-Петербурге он завершил работу над двумя монументальными памятниками – «Скорбящая мать» и «Петр I». Оба установлены в древнейшем городе Дербенте, 2000-летие которого широко отмечалось в Дагестане. Первый «Скорбящая мать» – в парке Боевой славы, посвящен 70-летию Великой Победы, второй «Пётр I» – у музейного комплекса «Дом Петра I», заканчивается работа над памятником народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому.

В творческой мастерской заслуженного художника Шахмарданова студенты факультета искусств постигают секреты академической живописи и рисунка, под чутким руководством мастера создают свои творческие работы, дипломные проекты.

   

Творческие работы, выполненные преподавателями факультета:

Шахмарданов Шариф Шахмарданович

1.                  Конный памятник «Защитник отечества» - установлен в Махачкале

2.                  Памятник «Скорбящая мать» - установлен в Дербенте 2015 год;

3.                  Памятник Петру I, установлен в Дербенте – 2015 год;

4.                  Памятник Сулейману Стальскому, установлен в Дагестане – 2017 год.

5.                  Мемориальный комплекс «Скорбь матери» (в работе) – 2017 год.

Невесёлый Тарас Николаевич

2014 г.- памятник св. Михаилу Архангелу в Тосно.


ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СОЛОДКОВЫХ

Творческая мастерская заслуженного художника РФ Солодкова Льва Степановича. Руководитель мастерской заслуженный художник Солодков Льв Степанович, члены мастерской: Солодкова Т.Л. – член СХСПб, действительный член ЕАЕН, ПАНИ, АСИИ, профессор; Будилов А.Ю. – член СХСПб; Мурашкевич С.В. - член СХСПб; Иванова Е.В. - член СХСПб, член правления секции ДПИ СХСПб. Научный резерв: Екушева М.П. – старший преподаватель кафедры Дизайна и прикладных искусств, Попова В.Ю. – выпускница, кандидат в члены СХСПб, Черенков Р.А. – выпускник, Фёдорова И.Ю. - выпускница.

Место, в котором существует Смольный институт Российской академии образования неслучайно. Его аудитории располагаются на исторической территории фарфорового завода братьев Корниловых. Традиции этого завода, его место в истории русского искусства и мирового художественного процесса повлияли, в свою очередь, на создание в институте Факультета искусств. Также на базе фарфорового производства образована творческая мастерская заслуженного художника России Льва Степановича Солодкова – одного из ведущих преподавателей, мастеров Факультета. Им разработаны совершенно новые технологии, впервые применяемые в керамическом производстве.

Здесь был изготовлен фарфоровый иконостас для храма Успения Божией Матери подворья Оптиной Пустыни на Васильевском острове, иконостас для храма в селе Пенино, Ленинградской области и много других творческих работ, в создании которых студенты принимали посильное участие. Искусство Л.С. Солодкова многопланово и разнообразно: от эталонов для массового производства, сувениров, до гипнотизирующих своей красотой фарфоровых сервизов, от интерьерной и садово-парковой керамики до монументальных панно в интерьерах и на фасадах зданий. Им созданы иконостасы для церкви Знамение Божией Матери и часовни Благовещения в Царском селе. Все иконы для иконостаса написаны на фарфоре.

Лев Степанович занимает активную гражданскую позицию, ведёт со студентами активную просветительскую и воспитательную деятельность, на примере своих работ воспитывает патриотизм и любовь к Родине. К 75-летию Победы в Великой отечественной войне он сделал вазу «Слава победителям», где с одной стороны изображён Верховный главнокомандующий И.В.Сталин, а с другой простой солдат, на долю которого выпали все тяготы войны, но, ни без одного, ни без другого не было бы Великой Победы! На протяжении всей творческой жизни художник воспевает родную природу, русскую культуру, архитектуру.


Мастерская Солодковых основана в 1992 году петербуржскими художниками - керамистами Львом Степановичем и Татьяной Львовной Солодковыми. Основное направление деятельности Мастерской Солодковых сувенирная и интерьерная керамика. Мастерская успешно занимается реализацией частных заказов – эксклюзивных сервизов, интерьерных и экстерьерных композиций, а также архитектурных объектов из керамики и фарфора, иконостасов и икон на фарфоре.

Применение инновационных технологий и талант Льва Степановича и Татьяны Львовны, принесли продукции мастерской известность и помогают ей выдерживать конкуренцию на рынке художественных изделий из керамики. Мастерская выпускает различную сувенирную продукцию, в том числе и адресную (с дарственной надписью по желанию заказчика) Среди подарочных изделий: пивные и чайные кружки, декоративные тарелочки, колокольчики, шкатулки, подсвечники, вазы, блюда, елочные игрушки, декоративные фигурки животных и многое другое. Также дизайн студия берет заказы на оформление интерьеров по индивидуальному заказу.

На базе Мастерской под руководством Льва Степановича и Татьяны Львовны трудятся талантливые художники и дизайнеры. Таким образом, обеспечивая индивидуальный подход к каждому клиенту.

Художники работают в технике ручной лепки из фарфора, подглазурной росписи в сочетании со стеклом. Используемая фарфоровая масса обладает высокими техническими характеристиками. Фарфор имеет нулевое водопоглощение благодаря чему изделие получается прочным, может находиться на улице, не боится дождей и мороза.

Творческие работы, выполненные преподавателями факультета:

Солодков Лев Степанович

1.                  Фарфоровый иконостас для Храма Успения Богородицы подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге;

2.                  Фарфоровый иконостас для храма Рождества Богородицы села Пенино, Сланцевского района, Ленинградской области;

3.                  «Мученичество и Святость XX века» - 2012 год, ваза с портретами Николая II и Александры Фёдоровны, фарфор, подглазурная роспись.

4.                   «22 июня 1941 года» - 2012 год, спецмасса, глазури, 4 предмета.

5.                   «Ритмы» - 2012 год, композиция из четырёх ваз, шамот, цветные глазури.

6.                   «Золотая осень (Грачи улетели)» - 2012 год,  композиция, спецмасса, высокий огонь, глазури, глянцгольд.

7.                   «Фуги Баха» - 2012 год, фаянс, матовые глазури.

8.                   «Нескучный сад» - 2013 год, композиция из восьми предметов, спецмасса, глазури, глянцгольд.

9.                  «Тихая моя Родина»  - 2014 год, композиция из 3-х ваз, фаянс, подглазурная роспись, глазури.

10.               «Слава Победителям» (к 70-тилетию Победы) – 2015 год, ваза, высота 55 см, фарфор, подглазурная роспись, глянцгольд.

11.               «Триумф Победителей» - 2015 год, ваза, высота 55 см, фарфор, цветные глазури.

12.               «Вепсия» - 2016 год, ваза, высота 70 см, фарфор, цветные глазури.

13.              «Конаково» - 2017 год, блюдо, диаметр 50 см, шамот, подглазурная роспись.

Солодкова Татьяна Львовна

1.                  «ДНК керамиста» - 2012 год, композиция, фарфор, цветные глазури.

2.                  Композиция «Цветы невероятные» - 2014 год, шамот, цветные глазури.

3.                  Композиция «Техногены» – 2014 год,  фарфор, глянцгольд

4.                  Композиция «Похоронка» - 2015 год К 70-летию Победы в ВОВ, фарфор, ткань, дерево.

5.                  Композиция «Эволюция» - стекло, моллирование – 2015 год.

6.                  Коллекция декоративных тарелок «Царское село» - фарфор, надглазурная деколь – 2010-2015 год.

7.                  Пласт  «Маки» - 2015 год, фарфор, цветные глазури.

8.                  Пласт  «Рябина» - 2015 год,  фарфор, цветные глазури.

9.                  Диптих «Санкт-Петербург. Мокрый снег» - 2016 год, фарфор, подглазурная роспись.

10.              Композиция «Улов» - 2017 год, стекло, моллирование, металл.

11.              Композиция «Стекло» - 2017 год, стекло, металл, пенокартон.

12.              Блюдо «Вся власть советам» к 100-летию революции – 2017 год, фарфор, надглазурная роспись.

13.              Композиция из 2-х декоративных пластов «Разный взгляд на вещи» - 2017 год, фарфор, цветные глазури.

Иванова Елена Владимировна

1.                  Декоративная пластика "Среди росы" - хрусталь, шлифовка, гравировка

2.                  Декоративная композиция "Прогулка по городу" - бесцветное и цветное стекло, пескоструй, гравировка, склейка

3.                  Декоративная пластика "Ника" - цветное и фактурное стекло (тиффани), подставка мрамор

4.                  Декоративная композиция "Солнцеворот" - цветное фактурное стекло (тиффани). Диплом выставки

5.                  Декоративная композиция "Центр вселенной" - смальта, спекание, гравировка, пайка.